Что такое тренинг ?

Что такое тренинг ?

Тренинг – это вид группового и индивидуального обучения. Особенность тренинга в том, что участники учатся, выполняя практические задания тренера. Объем практической части тренинга должен быть как минимум равен теоретической, а в идеале превышать ее. Тренинг длится, как правило, недолго. И, главная отличительная черта тренинга – моделирование и решение практических задач.


Что такое тренинг

Тренинги бывают очень разные в зависимости от задач. Например, принципиально отличаются тренинги по построению команд и тренинги для изучения каких либо знаний.


Основные отличия тренинга от других форм обучения:

  1. Высокая интенсивность. Часто нужно обучить команду за очень ограниченное время.
  2. Слушатель сам решает и сам берет ответственность за то, что и как он будет делать во время тренинга. Т.е. он и тренер - партнеры.
  3. Высокий уровень интерактивности, диалога, диапазона эмоций, персонализации. Использование разнообразных методик, в том числе игровых.
  4. Хороший тренер адаптируется к потребностям группы и даже отдельных слушателей. Он с запасом образован, гибок и быстр.
  5. Ориентация скорее на концептуальные знания, нежели на энциклопедические и процедурные. Расширять знания и заучивать процедуры можно и после тренинга самостоятельно. Тренер должен акцентировать внимание на главном, показать выгоды и ловушки. Передать не только знания, но навыки и подсознательную компетентность.
  6. Тренинг ставит задачей не только передать знания, но и сделать человека самостоятельным. Это не всегда идеально, но это честно и единственно правильно. Если вы почувствовали себя зависимым после тренинга - это уже не школа, а секта.
  7. Тренинговые цели всегда конкретны. Изучается только то, что может быть реализовано на практике, что может позитивно изменить "жизнь" подопечного.
  8. Эффективность обучения и его "последействие" (т.е. польза) сильно зависят от школы и личности тренера.

Очень важный момент - соответствие программы обучения потребностям подопечных.


Некоторые правила проведения тренинга

  • оптимальное проведение тренинга - в кругу
  • обязательно принимаются правила группы
  • четкое соблюдение времени


Продолжительность тренинга зависит от:

  • Целей (например, если вы хотите добиться значительных результатов, продолжительность тренинга должна быть не менее 3-х дней)
  • Организационных и материальных возможностей
  • Возможностей тренера


Для того, чтобы тренинг был тренингом, нужны специальные правила. Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга. Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

  • Мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды
  • Не боялся стать объектом насмешки и критики
  • Был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы
  • Получал информацию сам и не мешал получать ее другим

Правила группы принимаются в самом начале тренинга

 

Пирамида познания:

Лекция

Наиболее быстрый способ предоставления информации неограниченному количеству слушателей. Недостаток метода – лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя

5 %

Чтение

Может происходить где угодно, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации

10 %

Аудиовизуальные средства

Просмотр или прослушивание талантливого произведения – замечательный способ для эмоционального переживания информации

20 %

Наглядные пособия

Используя наглядные пособия ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом осязанием и обонянием.

30 %

Обсуждение в группах

Позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии и «мозговые штурмы» ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других

50 %

Обучение практикой

Это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования

70 %

Выступление в роли обучающего

Хочешь выучить и понять сам, объясни другому

90 %

 

 

Что необходимо знать и уметь тренеру?

  • Владение информацией по тематике тренинга
  • Умение эффективно доносить информацию

 

! Прежде чем начать работать с группой в роли ведущего, желательно самому принять участие в таких занятиях в роли участника

!! Я знаю какая информация для проведения тренинга мне нужна, и знаю, где ее найти


Как эффективно донести информацию?

Это умение включает в себя:

  • Знание специфики аудитории
  • Владение коммуникативными навыками
  • Навыки групповой работы

Владение коммуникативными навыками

  • умение относиться со вниманием и уважением к мнению окружающих. Это послужит стимулом к самораскрытию и самовыражению участников
  • умение внимательно выслушать и понять собеседника. Умение слушать – очень ценное качество, которое помогает расположить собеседника к себе, заинтересовать не только одного человека, но и группу. Это умение помогает в произведении различных дискуссий, спорных обсуждений. Если вы дадите возможность собеседнику высказаться, не перебив его, и сосредоточитесь на его словах, то сможете многое узнать о мыслях и чувствах этого человека
  • умение наблюдать за каждым участником и группу в целом. Информация, полученная таким образом, очень ценна. Наблюдая за участниками, можно понять, насколько их интересует происходящее в группе, какие отношения складываются в группе, насколько эффективно действует ведущий и др. Это поможет вовремя изменить что – либо в своих действиях или программе семинара.


Навыки групповой работы

К методам групповой работы, направленным на донесение информации и выработку навыков, относятся дискуссии, «мозговой штурм», ролевые игры, групповые упражнения. Для эффективного использования всех этих методов необходимо главное – уметь «проводить» группу, организовывать групповой процесс


Каковы психологические основы группового процесса?

Что такое групповая динамика – развитие отношений между участниками, совокупность всех процессов, происходящих по мере развития и изменений группы

Составляющие групповой динамики:

  • Развитие доверия – участники чувствуют себя свободно, включаются в процесс и работают. Это идеальный вариант. На самом деле, степень доверия у членов группы может быть разной.
  • Групповая сплоченность (чувство сплоченности) – показатель устойчивости отношений между участниками. Это сотрудничество, позитивный настрой, желание работать. Возникает только после совместных действий, откровенных обсуждений.

 

 


Просмотров: 742
Адрес
Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18

© 2015-2017. Центр развития детей и молодежи "Ветразь - шаг к мечте". Все права защищены.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Вверх